Религия и суеверия
Действительно, официальная церковь нередко прямо осуждает суеверия. Служители культа называют суеверия не иначе как «грубым язычеством» и противопоставляют им «истинную веру» своего вероисповедания. Они как бы говорят: суеверия — это дикие, невежественные взгляды, заблуждения отсталого человека, а вот наша вера — это истинное, правильное учение.
Чтобы правильно разобраться в вопросе, нужно, прежде всего, выяснить, как откосятся религия и суеверия друг к другу. Так и поступают атеисты. И религия и суеверия исходят из того, что в мире существуют какие-то сверхъестественные силы, которые управляют миром, предопределяют судьбу человека. А ведь это и сеть то главное, что отличает религию и суеверия от правильного, научного мировоззрения, согласно которому мир развивается самостоятельно, без вмешательств каких бы то ни было сверхъестественных сил.
Таким образом, то общее, что объединяет религию и суеверия, настолько роднит их, что мы должны отнести их к явлениям одного порядка. Такая родственность религии и суеверий не случайна, поскольку и религия и суеверия были порождены одними и теми же причинами, имеют одну и ту же основу для своего существования. Религия и суеверия различаются между собой лишь по форме, имея вместе с тем общее содержание. Это различие обусловлено в значительной степени разными историческими эпохами, которые породили суеверия и современные формы религии. Суеверия и связанные с ними знахарские приемы и колдовские обряды ближе стоят к первобытным религиям, чем к религиям наших дней. Но ведь именно из этих древних религий и выросли все современные формы религии.
Присмотритесь, например, к лампаде, и вы увидите в ней отблеск священного огня дикаря или колдуна. Вера первобытного человека в силу заклинаний, амулета породила веру в охранительную силу нательного креста, ладанки, медальона с частицами религиозных реликвий, в силу молитв, религиозных обрядов и т. д.
Многие колдовские приемы первобытных религий почти в неизменном виде сохранились в религиях нашего времени. Возьмите хотя бы троекратное сплевывание священником, к которому он прибегает во время крещения новорожденного. Чем оно отличается от аналогичного сплевывания знахарки, колдуна? А разве окропление «святой водой» больного человека и обрызгивание его «с уголька», по существу, не одно и то же?
Поэтому не случайно в сознании верующих религиозные и суеверные представления переплетаются в настолько тесный клубок, что неотделимы друг от друга.
Все это говорит о том, что религия и суеверия по своей сути не отличаются друг от друга. Недаром говорят, что религия — это не что иное, как те же суеверия, только узаконенные официальной церковью, а суеверия — это та же религия, но официально не признанная церковью. И тот факт, что служители культа выступают против суеверий, нисколько не меняет положения дел. Ведь, скажем, христиане выступают против исламской религии не менее решительно, чем против суеверий. Точно так же католики и православные осуждают секты, как и суеверия. Священники выступают против них, как против конкурентов, добиваясь своего безраздельного господства в духовной жизни верующих.
История свидетельствует: там, где в свое время, скажем, христианство было бессильно бороться против некоторых языческих представлений и обрядов, укоренившихся среди людей, оно взяло их на свое вооружение, иногда в несколько измененном виде. Например, языческое божество Белее превратилось в святого Власия. Вместе с тем священники своим осуждением суеверии пытаются отвести от себя обвинение в невежестве, с тем, чтобы можно было легче навязывать человеку религиозные представления — те же суеверия, только в несколько подчищенном виде. И здесь уже не играет большой роли, бессознательно ли это делают служители культа, будучи искренне убежденными в правоте своих представлений об истинности религии, или они сознательно идут на сделку со своей совестью.